С начала 2017 года вступил в силу Приказ ФНС России, утвердивший новый порядок расчета и предоставления отчетности по уплаченным страховым взносам в бюджет Фонда социального страхования (далее — ФСС). Нормы предусматривают администрирование налоговыми органами уплачиваемых взносов (пенсионных, по временной утрате трудоспособности, по беременности и родам).
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8(800) 350-97-42 — для любого региона.
❗ Мало кто знает, что сейчас каждый россиянин может получить «кризисную» выплату в 200.000 рублей.
А еще встать в очередь на бесплатную квартиру и взять кредит под 0,1%, если ваш официальный доход не превышает 60 тысяч в месяц.
Ответы на эти и другие вопросы собирает канал «Все пособия» в ТГ. Это закрытая база знаний и новостей о социальных выплатах и льготах для родителей и не только. Вы просили – мы рассказали. Подписывайтесь: Все пособия в Телеграм
Предоставление отчетов переводится в налоговую, а все страховые взносы включены в единую форму расчета.
Что осталось на контроле у ФСС? Фонд по-прежнему занимается администрированием и приемом отчетности по взносам от несчастных случаев, профзаболеваниям. Поэтому введена новая версия формы 4-ФСС.
№ ММВ-7-11/551 от 10 октября 2016
Приказ ФСС РФ № 381 от 26 сентября 2016
Хотя компенсацию затрат на выплату пособий с 2017 года выплачивают налоговые органы, за ФСС остались функции проверки расходования уплаченных страховых взносов.
Какие документы нужно предоставить в ФСС на возмещение
Чтобы не возникло путаницы при расчете возмещения и подаче документов в нужный орган, нужно уточнить, когда начался период нетрудоспособности.
В ФСС страхователь подает пакет документов на возмещение тогда, когда факт наступления временной нетрудоспособности возник до 31.12.2016.
Письмо ФСС №02-09-11/04-03-27029 от 07.12.16
Приказ Минтруда РФ № 585н от 28.10.16
Нормативные акты утверждают следующий список документов:
- Заявление о выделении средств на компенсацию страхового обеспечения.
- Расчет, содержащий данные об уплаченных в бюджет взносах и выплаченных сотрудникам пособий.
- Копии документов, доказывающих обоснованность потраченных средств на социальное обеспечение. К ним относятся:
- больничный лист (временная нетрудоспособность, беременность и роды);
- свидетельства и справка о рождении (единовременное пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком);
- справки с места работы другого родителя ребенка (подтверждает отсутствие факта получения пособий по рождению и уходу за ребенком на месте работы второго родителя);
- справка о смерти (погребальное пособие);
- справка о постановке на учет в ранние сроки беременности (пособие за постановку на учет до 12 недель).
Новая справка-расчет
С 2017 года прежнюю форму 4-ФСС заменил новый бланк отчетности — Справка-расчет. Она входит в пакет документов на получение возмещения в 2019 году.
Ее разработка связана с изменением порядка предоставления отчетности по страховым взносам. Поскольку с 2017 года администрирование перешло к налоговым органам, то ФСС более не получают отчетности о зачислении средств в бюджет. Поэтому понадобился документ, в котором страхователь мог бы отразить все данные о взносах.
Но ФСС не просто согласятся с цифрами, отраженными страхователями в Справке-расчете. По регламенту ФСС вправе запросить подтверждение у налоговых органов.
Утвержденного бланка Справки-расчета нет ни в одном законодательном акте. Это наводит на мысль, что страхователь вправе составить ее, опираясь на Приказ Минтруда №585н от 28.10.2016.
В Справке-расчете должны найти отражение показатели:
- сумма задолженности по страховым взносам на начало/конец расчетного периода;
- начисленная сумма взносов;
- доначисленная сумма взносов;
- сумма расходов, не принятых к расчету;
- полученное возмещение от ФСС;
- потраченные на социальные пособия средства страхователя и т.п.
Скачать образец заполнения бланка справки-расчета для возмещения ФСС (формате doc).
Справка расчет, предоставляемая при обращении за выделением средств
Однако ФСС внутренним письмом предоставил нижестоящим отделам образец Справки-расчета.
Заявление на возмещение
Как и в случае с формой Справки-расчета, законодательно утвержденного бланка заявления на возмещение тоже нет. Тем же письмом ФСС рекомендовало единый образ заявления. Он также опубликован на сайтах отделений ФСС по стране.
В заявлении должна быть информация о страхователе (наименование, юридический адрес, регистрационный номер страхования), банковские реквизиты и сумма возмещения.
В самом тексте образца заявления говорится о том, что его нужно подать одновременно с двумя приложениями:
- справка-расчет;
- расшифровка расходов на выплату пособий.
Скачать образец заявления о выделении средств на выплату страхового обеспечения
Срок возмещения расходов
Согласно статье 4.6 закона № 255-ФЗ от 29.12.06 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» территориальный орган ФСС на основании полученного пакета документов обязан перечислить деньги на счет страхователя в срок — до истечения 10 календарных дней. Момент отсчета периода — дата предоставления документов. Однако согласно пункту 4 этой статьи отдел ФСС организовать выездную проверку, чтобы проверить обоснованность расходов. На этом этапе отдел ФСС вправе потребовать дополнительные подтверждающие документы.
По результатам проведенной проверки фонд выплачивает средства или в течение трех рабочих дней уведомляет страхователя о мотивированном отказе.
Обращаем внимание, что страхователь вправе обжаловать решение об отказе в выплате страхового возмещения путем обращения в суд.
Уменьшение страховых взносов на пособия
Статья 431 Налогового кодекса позволяет уменьшать суммы ежемесячного взноса. При определении размера платежа в бюджет страхователь вправе вычесть понесенные расходы на выплату сотрудниками пособий:
- по временной нетрудоспособности;
- по беременности и родам;
- за постановку на учет в срок до 12 недель беременности;
- при рождении ребенка;
- по уходу за ребенком по достижении полутора лет;
- на погребение.
Страхователь облегчает компенсацию своих затрат на социальное обеспечение путем уменьшения размера очередного взноса. Если же сумма выплаты страхователя превышает размер взноса, то придется обращаться в ФСС.
При подаче заявления в налоговый орган страхователь отражает расходы в новой единой форме отчетности, которая передается уже в налоговый орган.
Если сумма пособий превышает начисленные взносы
Выше было рассмотрено, что влияет на уменьшение размера ежемесячного взноса страхователя. Но складывается ситуация, когда взнос больше расходов. Тогда у страхователя возникает два пути развития ситуации, обозначенных налоговым законодательством:
- Право на зачет полученной суммы превышения в счет будущих взносов (если укладывается в текущий расчетный период).
- Право на получение возврата при обращении в отдел ФСС с пакетом документов.
Хотя изменение законодательства определило администратором страховых взносов налоговые органы, с заявлением следует идти в территориальный фонд социального страхования (закон № 255-ФЗ от 29.12.06).
Возмещение расходов после 1 января 2017 года
Если обращение страхователя в ФСС связано с понесенным расходами по периодам с 01.01.2017, то в список подаваемых документов входят:
- Заявление о возврате потраченных средств на социальное обеспечение.
- Справка-расчет.
- Расшифровка расходов на социальное обеспечение.
При получении заявления отдел ФСС выполняет камеральную проверку поданных сведений о расходах или выездную внеплановыую проверку. Во время рассмотрения заявления фонд запрашивает у ИФНС информацию из единой формы отчетности, которую подал страхователь. Так происходит встречная проверка данных о расходах на социальное обеспечение.
По итогам проверки отделение фонда направляет в налоговую инспекцию результат решения в виде:
- подтверждения заявленных расходов для выплаты страхователю;
- непринятия указанных в заявлении расходов к зачету.
После этого ИФНС оформляет заявление на возврат и передает в территориальный орган Федерального казначейства. После обработки документов средства перечисляют на счет страхователя (в течение трех рабочих дней).
При зачете средств в счет будущих периодов налоговый сотрудник внутренним документом отражает образовавшуюся переплату в карточке клиента. При следующем начислении взносов автоматически произойдет зачет сумм (с возможным образованием недоплаты текущего взноса).
В случае несовпадения суммы, принятой к зачету, с размером взноса необходимо довнести разницу в установленный законом период.
В рамках нового порядка взаимодействия налогоплательщика, отдела ФСС и налоговой страхователь может обратиться с заявлением на возмещение в инспекцию ФНС, которая передает в отдел ФСС информацию о поступившем заявлении. На этом основании фонд производит те же контрольные действия, что в случае личного получения пакета документов. Выездная проверка может быть совместной с представителями налоговых органов.
Вместе с информацией о потребности страхователя вернуть средства ИФНС передает в отдел ФСС данные из единой формы отчетности для вынесения решения. Следующие этапы действий совпадают со случаем, когда страхователь обращается в ФСС.
ФНС вправе выносить решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершенное правонарушение. Эта информация также доводится до сведения ФСС.
Страхователю теперь неважно, в какой орган подавать заявление на возмещение понесенных расходов на социальное обеспечение. Разработанный порядок взаимодействия двух структур установил четкий документооборот и обмен информации между ними.
В пору электронного взаимодействия такой обмен данными может происходить практически мгновенно. Но это покажет будущее.
Заключение
Порядок действий страхователя в случае возмещение средств, с 01.01.2017:
- Подать единую форму расчета по страховым взносам в ИФНС.
- Подать пакет документов на выбор в: отдел ФСС, орган ФНС.
- ФСС запросит данные из отчетности ФНС.
- Дождаться результатов проверки.
- Получить средства на счет или получить решение о зачете в счет будущего взноса.
- При отрицательном решении по требованию ИФНС произвести доплату взноса.
Страхователь вправе уменьшить сумму будущего взноса на суммы пособий и принять решение о том, что будет выгоднее: произвести зачет или получить возврат.
Экстренная горячая линия для населения: бесплатно консультируем пенсионеров, родителей и льготников любых категорий от экспертов-юристов по телефону 8 (800) 350-97-42.
❗ Мало кто знает, что сейчас каждый россиянин может получить «кризисную» выплату в 200.000 рублей.
А еще встать в очередь на бесплатную квартиру и взять кредит под 0,1%, если ваш официальный доход не превышает 60 тысяч в месяц.
Ответы на эти и другие вопросы собирает канал «Все пособия» в ТГ. Это закрытая база знаний и новостей о социальных выплатах и льготах для родителей и не только. Вы просили – мы рассказали. Подписывайтесь: Все пособия в Телеграм